Качество предстает в настоящее время как область познания и системного обучения. Стратегия и методология обеспечения необходимого уровня качества требуют использования менеджерами современных подходов и принятия квалифицированных решений в практике управления российскими компаниями.
Управление качеством сегодня является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любой организации.
В настоящее время разработана «Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг», в которой определена роль качества продукции в реализации национальных интересов России, цели национальной политики в области качества, основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг. Ключевой задачей является формирование общей культуры качества в стране.
Цель любого предприятия – создание для себя устойчивых преимуществ перед конкурентами.
Из обязанностей специализированной службы управление качеством превращается в цельную философию, разделяемую всеми подразделениями предприятия , основу корпоративной культуры, создаваемую руководством и определяющую все аспекты деятельности.
Для того, чтобы обеспечение качества стало одним из основных направлений деятельности организации, системы менеджмента качества должны быть интегрированы в общую систему управления, а главное- стать неотъемлемой составляющей мышления высших руководителей , определяющей их подходы к управлению.Можно смело утверждать , что никогда не иссякнет потребность в специалистах в области качества.
Основными направлениями национальной политики в области качества продукции и услуг определена необходимость овладения методами менеджмента качества руководителями и специалистами всех уровней исходя из того, что менеджмент качества является специальной областью знаний, содержащей сотни эффективных универсальных методов, применимых в разных секторах экономики и сферах деятельности.
Как показал отечественный и зарубежный опыт, применение систем управления качества дает предприятиям возможность существенно повышать эффективность деятельности, обеспечивать потребителей продукцией и услугами, соответствующими разнообразным потребностям и отвечающим требованиям законодательства. Внедрение эффективных систем качества требует высокого профессионализма, знания работниками и руководителями всех уровней методов и способов менеджмента качества, принципов проектирования систем качества, основанных на передовом отечественном и зарубежном опыте и международных стандартах.
Система всеобщего управления качеством TQM предполагает разработку и реализацию долговременной стратегии экономического развития предприятия, вовлекающей всех его работников в творческую деятельность , которая может и должна обеспечивать удовлетворение интересов как самого предприятия, так и потребителей продукции и общества в целом, если каждый участник социально-производственного процесса должным образом образован в области качества.